Добрянка

Церкви нашего края

В XVIII - начале XX века невозможно было представить себе какой-либо крупный населенный пункт без православного храма. Жизнь текла по церковному календарю, люди старались придерживаться религиозных правил, церкви являлись центрами притяжения для населения. Во время праздников в церквах собирались все жители от мала до велика. В храмах проводилось крещение младенцев, венчание молодоженов, отпевание умерших и другие обязательные ритуалы. Крестьяне считали сельских священников самыми грамотными и просвещенными людьми. Те сельские населенные пункты, где имелись храмы, назывались селами. Если храма в селении не было, оно считалось деревней. Большинство жителей нашего края являлось православными христианами. Но часть населения придерживалась тех церковных обрядов и жизненных правил, которые существовали в России до церковного раскола XVII века (они крестились, например, двумя перстами (пальцами), а не тремя, как православные, не пили спиртные напитки, не курили). Таких верующих назвали староверами или старообрядцами. Особенно много их было в Добрянке, Сенькинской и Усть- Гаревской волостях. У староверов были свои молельные дома и свои священники. Отношения между староверами и православными были недоверчивыми.

Деревянный православный храм заложили в Добрянке вскоре после постройки завода. Один придел (добавочный, боковой алтарь в церкви) его, во имя Святителя и Чудотворца Николая, был освящен в 1769 году, а второй, в честь Рождества Богородицы, в 1778 году. Иконы для этого храма писал иконописец Ларион Хребтов, а иконостас готовили местные мастера. Но работа их до наших дней не дошла. Вечером 1 марта 1831 года этот храм сгорел До основания.

Рождество-Богородицкая церковь. Решение об ее строительстве было принято весной 1832 года. Новый храм строился на месте сгоревшего. Проект строительства готовил строгановский архитектор С. И. Тунёв. Эта церковь была большой, каменной, требовала больших денег и строилась долго - 20 лет. Над ее оформлением работали известные крепостные художники. Проект иконостаса подготовил И. С. Дощенников, а иконы писал С. П. Юшков. Он учился живописи у того же мастера, что и знаменитый русский архитектор А. Н. Воронихин. Большой интерес к строительству этого храма проявлял граф С. Г. Строганов. Заводовладелец предписывал мастерам соблюдать при работе старые церковные каноны и не увлекаться модными веяниями. Освящение церкви состоялось в 1852 году. Первоначально ее колокольня была деревянной. Каменную колокольню построили в начале XX века. Самый большой колокол весил более 160 пудов. В 50-60-х годах XIX века в этой церкви служил священник В. Хлопин. В 1863 году у него родился сын Григорий, который стал впоследствии знаменитым ученым, профессором, автором многочисленных научных трудов по медицине и санитарии.

Свято-Митрофаниевская церковь Свято-Митрофаниевская церковь. Как говорили раньше, эта церковь была построена "с изумительною поспешностью". Сооружение ее началось летом 1836 года, а 1 января 1837 года она была уже освящена. Церемонию провел епископ Пермский и Верхотурский Аркадий. Руководители церкви подобного ему ранга приезжали в Добрянку не раз. Их визиты превращались в настоящее событие для жителей поселка. Свято-Митрофаниевская церковь получила свое название в честь одного из сподвижников Петра I, епископа Воронежского Митрофания. В 40-х годах XIX века храм был обнесен оградой, возле него выстроили каменную часовню. В конце 80-х годов того же столетия церковь отремонтировали, закупили для нее новый колокол. На нем была отлита надпись, посвященная царю Александру III: "Сей колокол сооружен усердием жителей Добрянского завода в память чудесного избавления от смертной опасности Благочастивейшего Государя Императора Александра Александровича на железной дороге 17 октября 1888 года". Колокол украшали вензеля, литые медальоны и медали с изображением государя. Свято-Митрофаниевская церковь действует и в наше время. Ныне это самое старое деревянное здание Добрянки.

Свято-Троицкая церковь п. Полазна Свято-Троицкая церковь п. Полазна. Церковь при Полазненском заводе была выстроена более чем через 40 лет после пуска предприятия. До этого верующие посещали старую, ветхую, холодную церковь в небольшом селе Полазненском (позже это село станет называться деревней Посад). Она была расположена в трех верстах от завода и не раз грозила развалиться прямо во время службы. Строительство каменной церкви в заводском поселке началось в 1837 году. Строили ее нижегородские мастера, а средства выделили полазненские заводовладельцы Лазаревы. Освящение этого храма состоялось осенью 1843 года. В 1883-84 годах церковь расширилась. Были построены и освящены два новых придела. Ныне Свято-Троицкая Церковь является настоящим украшением Полазны.

Висимская церковь

Церковь в с. Перемское

Сельские храмы. До сих пор в старых селах нашего района высятся храмы, построенные еще в XIX веке. Одни из них действуют, другие так и не открылись после прекращения служб в 30-х го-дах XX века. Самый старый из них - Богоявленская церковь в с. Перемском. Она была построена в 1830 году. Этот большой храм являлся центром духовной жизни для жителей 72 деревень. В 1859 году была выстроена каменная Вознесенская церковь в с. Красная Слудка на берегу реки Чусовой (ныне действует), а в 1869 году деревянная Христо- Рождественская церковь в с. Усть-Гаревая (действует). В конце XIX - начале XX века свои храмы появились в с. Голубята (деревянная Успенская церковь. 1870 г.), с. Сенькино (деревянная Сретенская церковь. 1895 г.), с. Висим (деревянная Свято-Троицкая церковь. 1905 г.) и с. Никулино (каменная Пророко-Ильинская церковь, 1909 г.). Кроме них имелось еще несколько небольших церквей. Они находились в отдаленных деревнях и были приписаны к крупным храмам.

На главную Назад

Hosted by uCoz