Добрянка

Как работали заводы

На Полазненском заводе XIX век вошел в историю как век железа и пара. В первой четверти его, вначале по Неве, а затем и по Каме, оглашая шумом и гудками окрестные берега, пугая местных жителей, проплыли первые русские пароходы. А еще через несколько десятилетий сквозь густые русские леса пролегли первые железнодорожные пути. Потребность в металлах резко возросла, металлургия получила новый толчок для своего развития. Железо - непростой металл. Сразу из руды оно не получается. Добытая из земных недр руда, сначала переплавляется в чугун, а потом чугун переделывается в железо. Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков передел (переплавка) происходил в кричных горнах или пудлинговых печах. Крица - это кусок железа, перемешанный в печи со шлаками в условиях высокой температуры (шлаки - затвердевшие отходы металлургического производства). Из каждых 12-14 пудов чугуна получалась железная крица весом в 8-10 пудов. Рабочие с помощью специальных клещей и рычагов вынимали раскаленную крицу из печи и быстро подавали под тяжелый молот (вододействующий или паровой). С помощью молота из нее выбивался шлак, затем крица снова нагревалась в печи и вторично подавалась под молот. На этот раз ей придавали форму, необходимую для дальнейшей обработки на прокатном стане. Во время прокатки железо проходило через специальные валы, обжималось, приобретало нужную толщину и профиль.Топливом для передела служил древесный уголь. Высокая температура в печи поддерживалась благодаря подаче в нее воздуха. Он нагнетался с помощью специальных мехов и раздувал до высокой температуры тлеющий уголь. Меха приводились в движение от водяного колеса, а после от паровых машин.

В цехе Добрянского завода Много лет, с 1817 по 1845 годы владелицей Добрянки была "вечно незабвенная, именитая и благодеятельная" графиня Софья Владимировна Строганова (до замужества княжна Голицына). В 1825 году по ее распоряжению в полуверсте от Добрянского (Верхнего) завода началось сооружение еще одного предприятия. Оно получило название Софийский или Нижний завод. Хозяйственно он сливался с первым заводом. Софийский завод строился быстро. За два года на р. Добрянке была построена еще одна плотина и семь каменных корпусов. В том числе двухэтажные. Они строились по проекту видных специалистов, крепостных архитекторов отца и сына Туневых. Одновременно обновлялись цеха Верхнего завода. Все это сказалось на выпуске железа. Если в 1831 году была изготовлена 131 тыс. пудов железа, то к началу 40-х годов выпуск составил уже 150 тыс. пудов. Из них примерно 110 тыс. приходилось на Верхний завод и 40 тыс. - на Нижний. Дальнейшему увеличению производства железа мешало маловодье р. Добрянки. Этот вопрос решился лишь в начале 50-х годов. В середине XIX века на помощь десяти водяным колесам пришли две первые паровые машины. В дальнейшем их число увеличилось. Использование паровых машин позволило установить на заводе новые прокатные станы и мощные паровые молоты. К 1860 году из заводских цехов выходило уже до 180 тыс. пудов железа. Паровые машины не только увеличили мощность оборудования, но и уменьшили зависимость предприятия от природных явлений. До этого, в засушливые годы, завод часто не работал на полную мощность из-за недостатка в пруду воды. Добрянское железо славилось своим качеством и пользовалось хорошим спросом у покупателей. В 40-х годах XIX века оно шло на строительство Московской железной дороги, поставлялось на верхнекамские соляные промыслы, продавалось в г. Баку (Закавказье), находило хороший сбыт на Нижегородской ярмарке. Там же продавалось железо, изготовленное в Полазне. В 1860 году на Полазненском заводе было произведено 115 тыс. пудов железа разных сортов. Значительная часть его поступала в Полазну с других лазаревских заводов. На здешней резной фабрике оно обрезалось по нужным размерам, вновь грузилось на баржи и отправлялось по назначению.

На главную Назад Следующая

Hosted by uCoz