Добрянка

Промышленность и торговля

У прокатного стана Добрянского завода XIX век можно назвать "золотым веком" добрянского железа. После реформы 1861 года из строгановских предприятий лучше других сумел приспособиться к новым условиям Добрянский завод. Многое из внедренного в те годы в Добрянке, было новым словом в уральской металлургии. Взять хотя бы опыты по выплавке железа прямо из руды, использование телефонной связи или применение изобретенных управляющим завода П. И. Сюзевым новых листокатальных валков. Это изобретение позволило прокатывать на Добрянском заводе в сутки до 1800 листов железа в расчете на одну машину. На других заводах за это же время производили лишь до 1200 листов. Больших высот достигло искусство художественного чугунного литья. На заводе выпускали даже металлическую мебель: столики, подставки под цветы и др. Значительную часть продукции завода можно было увидеть в экспозиции созданного в 1888 году заводского музея.

К этому времени Добрянский железоделательный завод встал в ряд с лучшими заводами Урала. По некоторым видам продукции, например, котельному и корабельному железу, завод занимал, при высочайшем качестве, первое место среди всех уральских заводов. Некоторые предприимчивые, но недобросовестные купцы сбывали добрянскую "Строгановскую сталь" под видом более дорогой... иностранной. Сталь, которая раньше была дорогим и дефицитным металлом, сделалась к тому времени таким же доступным видом заводской продукции, что и железо. Это произошло благодаря пуску на Добрянском заводе мартеновских печей (эти сталеплавильные печи названы по имени французского изобретателя, металлурга Мартена). Первый добрянский мартен был запущен в действие в 1886 году. Сталь находила широкое применение при изготовлении машин и инструментов.

Теплоход Косвяк Обновление цехов и механизмов шло постоянно. В начале XX века Добрянка стала постепенно пре-вращаться из центра металлургии в центр машиностроения. Здесь выпускались части паровых машин, молотов, котлов, турбин, а в 1977 году над Камой раздался гудок первого построенного на заводе буксирного теплохода "Косвяк". Его проект разработал техник Добрянского завода А.И. Кузнецов. К этому времени завод выпускал около 900 тыс. пудов железа разного назначения, а также разнообразные изделия из него. По оценкам специалистов, "освидетельствовавших" теплоход в Самаре, он получился удачным. Как посторонняя публика, так и владельцы пароходов отдавали "честь и славу Добрянскому заводу за выпуск нового дела", - с радостью писал капитан Ромашов. Теплоход оказался экономичным и маневренным.

Менялось и энергетическое оборудование предприятия. На смену верой и правдой служивших заводу полтора столетия воде и пару приходили электрические динамо-машины. Предприятие выпускало до 1 млн. пудов железа и изделий из него. Стоимость завода составляла в 1911 году 1 млн. 702 тыс. рублей. Он занимал по этому показателю второе место в Пермском уезде и третье в губернии. В заводском поселке проживало более 7,5 тысяч человек. Около двух тысяч работали на заводе. В годы первой мировой войны (1914-1918) на Добрянском заводе началось производство артиллерийских боеприпасов для русской армии. Оборудование для этого поставлялось в Добрянку из Англии и США. На грани остановки. А вот в Полазне ситуация была более сложной. Очень больно ударило по нему резкое падение цен на металлы, которое произошло в начале XX века. Выпуск железа сокращался, рабочие увольнялись, средств на развитие завода не было. Предприятие оказалось на грани остановки. В 1911 году завод производил до 300 тыс. пудов железа и до 20 тыс. пудов изделий из чугуна. Предприятие стоило лишь 374 тыс. рублей.

Цеха Добрянского завода Багровые вихри 1917 года начали отсчет нового времени. По Прикамью прокатилось кровавое колесо гражданской войны. Оно оставило после себя лишения и разруху. В начале двадцатых годов в добрянских волостях свирепствовал голод, а некогда лучший завод Строгановых едва сводил концы с концами. Единственным "светлым пятном" стало изготовление в 1921 году тончайшего, в 0,03 миллиметра, железа для генераторов высокой частоты (генераторы - машины для превращения механической энергии в электрическую). С их помощью была установлена радиосвязь между Россией и Америкой. Автором проекта стал сын уроженца Добрянки П. А. Вологдина, крупнейший специалист в области электротехники Валентин Петрович Вологдин. После этого завод остановился. Два с половиной года, с июля 1923 по декабрь 1925 года, над Добрянкой стояла тишина. Ни заводского гудка, ни шума механизмов. В пустых цехах витал лишь бездушно-холодный ветер.

Неутомимо бившееся до этого более полутора веков сердце старой Добрянки вновь ожило с развертыванием в Советской России индустриализации (индустриализация - создание крупного машинного производства). Постепенно менялось энергетическое оборудование завода (паровые и электрические машины). На внутризаводской узкоколейке лошадей заменили паровозы, а затем мото- и электровозы. Завод изготавливал тонколистное, судовое и другие сорта железа. Оно шло на предприятия Перми, Челябинска и других городов страны. Однако трудовая дисциплина на заводе была слабой, а производство металла относительно невелико. В 1927-28 годах на заводе изготавливали около 33 тыс. тонн стали в год, в то время, как Чусовской завод - 164,7 тыс., а Лысьвенский - 120,9 тыс. тонн. Лучшие годы Добрянского завода скрылись за пропастью 1917 года. Как и лучшие годы Полазненского. Бывший завод Абамелек-Лазаревых был закрыт в двадцатых годах. В 1927 году на его базе была создана промышленная артель. В начале она называлась "Пролетарий", а в 1937 году стала называться "XX лет Октября". Работники артели производили изделия из чугуна, но объемы производства были невелики.

В 30-х годах Добрянский металлургический завод был самым крупным, но не единственным предприятием Добрянки. Несколько сот человек трудилось в двух леспромхозах трестов "Уралзападолес" и "Чусовлесдревмет". Они занимались заготовкой и вывозкой древесины, обжигом угля, выделкой шпал и производством ширпотреба. Редкими ныне замочкой мочала и выгонкой смолы были заняты работники райпромкомбината. По несколько десятков человек работало на раймелькомбинате (производство муки, лесопиление, откорм свиней, заготовка оглоблей и т. д.), в рыбхозе, ловившем рыбу в Каме, Добрянском и Полазненском прудах, на предприятии "Маслопром", в районной типографии, артели "Красная работница". Эта артель занималась изготовлением сапог, валенок, ремонтом обуви и производством гончарных изделий. А в конце 30-х годов в нашем крае произошло событие, которое коренным образом перевернуло дальнейшее развитие промышленности района. В августе 1939 года в окрестностях Полазны была открыта первая нефть. Однако быстрое развитие нефтяной отрасли начнется только после Великой Отечественной войны.

На главную Назад

Hosted by uCoz