После отмены крепостного права в России создались благоприятные условия для развития театрального дела. Наряду с профессиональными театрами большим успехом пользовались постановки самодеятельных театров. Не обошло это увлечение стороной и наш край. Люди стремились к искусству и знаниям. "На бойком месте", "Заяц", "Гамлет Сидорович и Офелия Кузминична", "Бобыль", "Ревизор", "Вольная пташка", "Житье привольное"... Это названия некоторых пьес, которые играли заводские служащие, врачи, учителя и даже некоторые мастеровые в Добрянке. "Изумительное превращение", "Волчьи зубы", "Сосватались и разошлись" - таким был репертуар полазненского театрального кружка. В газетных рецензиях можно было встретить такие отзывы: "Комедия была разыграна гладко, все исполнители прекрасно знали свои роли и очень понравились публике".
Самодеятельные артисты занимались любимым делом, не считаясь со временем и сложностями. К примеру, на репетиции спектакля, поставленного зимой 1909 года в с. Перемском, актеры ездили, несмотря на холод и пургу, за 24 версты. Зато какой любовью зрителей были согреты они после спектакля! Спектакли проходили в основном в школах или в специально приспособленных для этого помещениях. Почти постоянно в Добрянке и в Полазне пели хоры. Полазненским хором руководил учитель Алексей Иванович Раев, а добрянскими, в разное время, учителя Михаил Степанович Попов, М. Батанов и заводской служащий А. Любимов. Пели взрослые, пели дети. Обязательно исполняли гимн "Боже, царя храни", фрагменты из опер, народные песни. Слушатели любили своих певцов, их выступления "вызывали восторг и благодарность со стороны публики". Были у нас и свои любители оперного пения. Один из них, Федор Плюснин, с успехом выступал в начале XX века в Перми. Он входил в число наиболее известных исполнителей Пермского музыкального кружка. Музыканты созданного в Добрянке еще в 80-х годах XIX века камерного оркестра играли летом в графском саду, встречали маршами высоких гостей выступали во время театральных антрактов и в концертах. Порой зрителей набивалось столько, что от духоты и влажности разбухали и не держали строй струны скрипок и виолончелей.
Кроме этого в Добрянке с 1888 года существовал заводской музей. Он был создан по инициативе П. И. Сюзева. В нем были выставлены изделия завода, минералогические, геологические и археологические находки, собранные в окрестностях Добрянки. К их числу можно отнести бивни мамонта, найденные на р. Тюсь. Яркими очагами просвещения в старой России были библиотеки. В Добрянке первой стала школьная библиотека при Софийском училище. В 1836 году в ней насчитывалось 167 книг 14 наименований. Кроме нее в Добрянке существовала богатейшая техническая библиотека при Добрянском металлургическом заводе, частные и церковные библиотеки. В одной из добрянских церквей хранилось древнее Евангелие 1606 года издания. Эта книгу добрянцам подарили Строгановы. Но все эти библиотеки не были общедоступными. Первая народная библиотека возникла в 1894 году в селе Сенькино по инициативе учителя Якова Карповича Морозова. Крестьяне посещали ее охотно. Для них здесь специально выписывались издания по земледелию и животноводству. Иногда в день в библиотеке бывало по 60 и более посетителей. Любовь к чтению закладывалась в этом селе с детства. В Сенькино была своя детская библиотека. Явление по тем временам - редчайшее. В конце XIX - начале XX веков возникли библиотеки в Добрянке (1896 г.) и Полазне (1898 г.). Они создавались местными попечительствами о народной трезвости. При библиотеках открывались чайные. Однако на деле такие библиотеки влачили жалкое существование. Они ютились в мало приспособленных помещениях и испытывали большой недостаток в деньгах для выписки газет, журналов и книг. Дело пошло лучше, когда библиотеки ушли из-под опеки попечительств о народной трезвости под крыло земств. В начале XX века открылись библиотеки в селах Никулино, Перемское, Голубята, Висим, деревнях Кунья, Тысяцкова, Верх-Ярославщина, Серегова, Наумята и в ряде других мест. В их фондах, помимо церковных изданий, все больше стало появляться художественной литературы. В том числе произведения Толстого, Короленко, Сенкевича и других известных авторов. Особенно выделялась в этом плане Павленковская библиотека-читальня в селе Никулино. Эта библиотека была одной из двух тысяч, открытых по всей России на средства столичного книгоиздателя и благотворителя Ф. Ф. Павленкова.
Революция и гражданская война легли глубокой пропастью на историческом пути нашего Отечества. В прошлое ушли не только царь и дворяне, их "сиятельства" и их "благородия", но и многие народные обычаи и традиции. 20-30-е годы были сотканы из такого клубка противоречий, взлетов и падений, успехов и трагедий, что всего этого с избытком хватило бы на сотни более спокойных лет. Но кое-что из прежней жизни все же сохранилось. Например, любовь добрянцев к театральному творчеству. Без самодеельных постановок невозможно было представить ни одно сколько-нибудь значимое культурное мероприятие. В 30-х го-дах спектакли ставились на сцене открытого в Добрянке рабочего клуба металлургического завода. В 1938 году к очередной годовщине Октябрьской революции в Добрянке репетировались пьесы "Под дикой яблоней", "Зеленая гора" и другие.
Рабочий клуб носил имя Н. Т. Копылова и располагал зрительным залом на 300 мест. Несмотря на то, что здание было приспособленным, в нем имелся даже небольшой спортзал. При клубе действовало много самодеятельных кружков. В Добрянке имелся еще летний театр на 400 мест в саду металлургов. Там выступали как местные, так и заез-жие артисты, про-водились танце-вальные вечера. В 20-х годах в Доб-рянке недолго действовал музей. Самым популярным местом встреч добрянской молодежи был стадион "Кочневка". Здесь при большом стечении народа проходили футбольные и волейбольные встречи, была устроена парашютная вышка. Свой клуб работал в Полазне. Как и в Добрянке, для него было использовано поначалу здание закрытой церкви. А за церковью, на месте захоронений священников и наиболее уважаемых людей дореволюционной Полазны, действовала танцплощадка.
Многое из происходившего у нас в 20-30-х годах было со словом "впервые". Еще в 1928 году в поселке появились и вызвали неподдельный интерес добрянцев первые, похожие на большие черные тарелки, радиоприемники. Они были однопрограммными. В 1938 году в Добрянке имелось 154 телефонные точки и 575 точек проводного радиовещания. Полазненский радиоузел насчитывал к началу 40-х годов 170 радиоточек. Одни из них располагались в домах и квартирах рабочих и служащих, другие прямо на уличных столбах. Так можно было охватить радиопередачами большее число жителей. В 1931 году район обзавелся своей газетой "За реконструкцию" (позже она поменяет название на "Сталинский путь", потом получит название "За коммунизм", а с 1965 года это газета "Камские зори"). Помимо слушания радио и чтения газет, в свободное от работы время местные жители могли воспользоваться услугами библиотеки. В ней имелось свыше 14 тыс. книг. Знакомы были добрянцы и полазненцы и с таким популярным видом искусства, как кино. Добрянский кинотеатр располагался в здании закрытой Рождество- Богородицкой церкви и вмещал до 350 зрителей, а в Полазне для этого служило помещение закрытой властями Свято-Троицкой церкви. Но жители нашего района смотрели кино не только на экране. Кое-кто из них видел, как оно делается. В 30-х годах на Чусовой в районе Красной Слудки снимались фрагменты знаменитой советской кинокомедии "Волга-Волга".
Библиотеки, или как их тогда называли, избы-читальни, рабочие клубы, радиоточки имелись в Добрянке, Полазне, во многих сельских населенных пунктах и лесных поселках. Туда же приезжали для показа кинолент специальные машины-кинопередвижки. И это не случайно. Книги, газеты, радиопередачи, кинофильмы должны были не только просвещать и воспитывать советский народ, прививать ему культуру, но и агитировать людей за Советскую власть, за большевиков, за "великого Сталина".