XIX век вошел в историю как век железа и пара. В первой четверти его, вначале по Неве,
а затем и по Каме, оглашая шумом и гудками окрестные берега, пугая местных жителей,
проплыли первые русские пароходы. А еще через несколько десятилетий сквозь густые
русские леса пролегли первые железнодорожные пути. Потребность в металлах резко
возросла, металлургия получила новый толчок для своего развития. Железо - непростой
металл. Сразу из руды оно не получается. Добытая из земных недр руда, сначала
переплавляется в чугун, а потом чугун переделывается в железо. Во второй половине
XVIII - первой половине XIX веков передел (переплавка) происходил в кричных горнах
или пудлинговых печах. Крица - это кусок железа, перемешанный в печи со шлаками в
условиях высокой температуры (шлаки - затвердевшие отходы металлургического
производства). Из каждых 12-14 пудов чугуна получалась железная крица весом в 8-10
пудов. Рабочие с помощью специальных клещей и рычагов вынимали раскаленную крицу
из печи и быстро подавали под тяжелый молот (вододействующий или паровой). С
помощью молота из нее выбивался шлак, затем крица снова нагревалась в печи и вторично
подавалась под молот. На этот раз ей придавали форму, необходимую для дальнейшей
обработки на прокатном стане. Во время прокатки железо проходило через специальные
валы, обжималось, приобретало нужную толщину и профиль.Топливом для передела
служил древесный уголь. Высокая температура в печи поддерживалась благодаря подаче в
нее воздуха. Он нагнетался с помощью специальных мехов и раздувал до высокой
температуры тлеющий уголь. Меха приводились в движение от водяного колеса, а после
от паровых машин.
Много лет, с 1817 по 1845 годы владелицей Добрянки была "вечно незабвенная,
именитая и благодеятельная" графиня Софья Владимировна Строганова (до замужества
княжна Голицына). В 1825 году по ее распоряжению в полуверсте от Добрянского
(Верхнего) завода началось сооружение еще одного предприятия. Оно получило название
Софийский или Нижний завод. Хозяйственно он сливался с первым заводом. Софийский
завод строился быстро. За два года на р. Добрянке была построена еще одна плотина и
семь каменных корпусов. В том числе двухэтажные. Они строились по проекту видных
специалистов, крепостных архитекторов отца и сына Туневых. Одновременно обновлялись
цеха Верхнего завода. Все это сказалось на выпуске железа. Если в 1831 году была
изготовлена 131 тыс. пудов железа, то к началу 40-х годов выпуск составил уже 150 тыс.
пудов. Из них примерно 110 тыс. приходилось на Верхний завод и 40 тыс. - на Нижний.
Дальнейшему увеличению производства железа мешало маловодье р. Добрянки. Этот
вопрос решился лишь в начале 50-х годов. В середине XIX века на помощь десяти водяным
колесам пришли две первые паровые машины. В дальнейшем их число увеличилось.
Использование паровых машин позволило установить на заводе новые прокатные станы и
мощные паровые молоты. К 1860 году из заводских цехов выходило уже до 180 тыс. пудов
железа. Паровые машины не только увеличили мощность оборудования, но и уменьшили
зависимость предприятия от природных явлений. До этого, в засушливые годы, завод
часто не работал на полную мощность из-за недостатка в пруду воды. Добрянское железо
славилось своим качеством и пользовалось хорошим спросом у покупателей. В 40-х годах
XIX века оно шло на строительство Московской железной дороги, поставлялось на
верхнекамские соляные промыслы, продавалось в г. Баку (Закавказье), находило хороший
сбыт на Нижегородской ярмарке. Там же продавалось железо, изготовленное в Полазне. В
1860 году на Полазненском заводе было произведено 115 тыс. пудов железа разных сортов.
Значительная часть его поступала в Полазну с других лазаревских заводов. На здешней
резной фабрике оно обрезалось по нужным размерам, вновь грузилось на баржи и
отправлялось по назначению.
![]() |
![]() |
![]() |